Учебник по созданию карт | Глава I. Введение.
| § 1.2 Какие программы нужны для создания карт?
|
Для создания карт необходимо всего 3 программы. Набравшись опыта, вы
начнёте пользоваться и другими программами и утилитами, а пока вот
короткий список необходимого:
- Редактор Valve Hammer Editor (или Worldcraft)
- Компиляторы Zoner's Halflife Tools (или ZHLT: Custom Build)
- Файл с описниями энтити-объектов Expert FGD-файл (или просто FGD-файл)
|
Главные программы для создания CS карт | Valve Hammer Editor | Это редактор карт — основной инструмент
создания уровней. Раньше Valve Hammer Editor назывался Worldcraft, но
это название с версии 3.4 было изменено на VHE. | Zoner's Halflife Tools | Набор компиляторов — маленьких программ для компиляции
(преобразования) карты из формата *.map, понятного редактору, в формат
*.bsp, понятный игре. Исходный код этих программ открыт, и нашлись люди,
которые улучшили эти утилиты. Так появился ZHTL: Custom Build. А вообще
ZHTL называются так по имени их создателя Зонера. | Expert FGD-файл | Game Definition File — Файл с описниями
энтити-объектов, которые можно использовать при постройке уровней для
Counter-Srike. Слово "Expert" означает "расширенный, более полный".
Также есть обыкновеный FGD-файл, но в нём нет поддержики многих новых
функций утилит ZHLT: Custom Build, поэтому мы рекомендуем использовать
расширенный FGD. |
|
Скачать эти 3 программы можно из нашего раздела "Программы". Там же
находятся ссылки на другие полезные программы и утилиты, например, для
создания своих текстур, просмотра моделей и спрайтов, для рендеринга
фотореалистичных картинок неба и пр.
А теперь мы предлагаем вам чуть более подробно рассмотреть редактор карт, компиляторы ZHTL и FGD-файл.
1. Valve Hammer Editor (официальный редактор карт)
Valve Hammer Editor (сокращенно VHE, Hammer, Хаммер) — официальный
редактор уровней для Half-Life и её модов. Раньше, когда у редактора
было название Worldcraft, в нём создавались уровни самой HL.
Редакторы VHE и WOrldcraft полностью совместимы и карты созданные в Worldcraft'е можно открыть в Hammer'е и наоборот.
А вот так выглядит интерфейс Хаммера версии 3.4: Начинающего создателя карт отпугивает обилие кнопок и панелей. К
счастью, Хаммер не перегружен кнопками и панельками, поэтому интерфейс у
него дружественный. Hammer лёгок в изучении, весит совсем немного и в
нём можно создавать самые классные карты, такие как de_dust или
de_aztec.
Есть у Хаммера и недостатки: некоторые глючки, но несмотря на это Хаммер
остается самым любимым редактором карт мапперов по всей планете.
Кроме Хаммера есть следующие редакторы карт: - Quark (Quake Army Knife)
- GtkRadiant
- Qoole (Quoin Object Oriented Level Editor)
- Tread 3D
Кажется, есть большой выбор, однако, этот мнение ошибочно. Развитие
Qoole и Tread 3D давно прекратилось. Редакторы Quark и GtkRadiant
поддерживают не только Half-Life, но и другие игры. А вот Хаммер создан
исключительно для HL. По нашему мнению, Hammer самый лучший выбор
новичка. Привыкните к нему и скоро вы не захотите видеть ничего другого
кроме Хаммера :-)
Всю вторую главу Учебника мы посвятили настройкам и использованию редактора Valve Hammer Editor. 2. Компиляторы Зонера (ZHLT)
Движемся далее. Второй инструмент при создании карт это утилиты Зонера — компиляторы ZHLT.
ZHLT — самые наилучшие компиляторы уровней для HL движка. Zoner's
Halflife Tools — не одна, а сразу четыре небольшие консольные
программки, которые создают из карты в формате *.map карту в формате
*.bsp.
Сразу запустить карту, полученную в редакторе Hammer нельзя. Сначала её
надо откомпилировать этими четырмя консольными-программками. Компиляция —
это поочерёдный запуск программ компиляторов, каждая из которых
выполняет свою функцию: рендерит поверхности, освещает источниками
света, оптимизирует и пр.
Zoner's Halflife Tools (ZHLT) существую две различных версии: - Версия 2.5.3, которые давно уже не обновляются.
- И ZHLT: Custom Build, которые обновляются
Возникает вопрос: а есть ли реальная альтернатива компиляторам Зонера? На этот вопросец можно ответить как положительно, так и отрицательно.
Всё дело в том, что в состав редактора карт уже входит 4
программы-компилятора, но их разработка больше не ведётся. Эти
официальные компиляторы (qbsp2.exe, qcsg.exe, qrad.exe, vis.exe)
довольно на много хуже по качеству, скорости и функциональности. Так что
ничего хорошего про эти компиляторы мы сказать вам не можем. Так что
альтернативы утилитам Зонера, получается, что нет.
3. FGD-файл
Ну, и, в-третьих, давайте познакомимся, что же это за таинственный
Expert FGD-файл, без которого невозможно построить карту для
Counter-Strike.
Данный файл подключается к редактору карт и используется для хранения
всех свойств всех энтити-объектов, которые вы будете создавать во время
процесса изготовления карты.
FGD-файлов есть 2: - Стандартный FGD-файл (halflife-cs.fgd)
- Расширенный FGD-файл (halflife-cs-expert.fgd)
Наша рекомендация: используйте расширенный FGD-файл, в котором больше
энтити-объектов и который лучше поддерживает компиляторы ZHLT.
FGD-файлов существует несколько версий. Все они отличаются функционалом и
набором энтити-объектов. К примеру, есть FGD-файлы, позволяющие
просматривать модели прямо в редакторе карт Хаммер, другая же версия
может более полно поддерживать утилиты ZHLT. Следите за новостями на
сайтах, посвященных созданию карт, и вы сможете выбрать наилучший для
себя вариант.
Вы и сами в будущем сможете, если у вас будет такое желание, создавать
свои FGD-файлы, в которых будут и все новые энтити-объекты и полная
поддержка ZHLT. А редактировать FGD-файлы легко, т.к. это простые
TXT-шки.
В этой публикации мы вели речь об FGD-файлах, используемых при постройке
карт для Counter-Strike. Для других модов Half-Life существую свои
FGD-файлы со своими (другими) энтити-объектами.
|